Мастера эпохи Возрождения
Андреа Мантенья и Пьеро делла
Франческа создавали исторические
картины, обращаясь к эпохе античности, в
которой видели образцы для
подражания, как для себя в области
искусства, так и для общества в
сфере героических идеалов.
В XVII-XVIII веках, в эпоху
академизма и классицизма в
живописи, историзм
считался “высоким” жанром,
художники предпочитали сюжеты
на темы мифологии, античности,
идеализированного прошлого.
Историко-мифологические сюжеты
характерны для творчества
французского художника Николя
Пуссена. Во Франции при
королевском дворе работал и Шарль Лебрён, создавший цикл
исторических работ о жизни Александра
Македонского. При испанском
дворе работал знаменитый
живописец Диего Веласкес,
уделявший внимание темам древней
мифологии. Во второй половине
XVIII - начале ХІХ века темы
античной мифологии и истории
ярко проявились в творчестве
французского мастера Жака-Луи
Давида.
Одна из самых знаменитых
картин исторического жанра - написанная в
первой половине ХІХ века картина
Эжена Делакруа “Свобода, ведущая
народ”. В ту эпоху в этом жанре
утверждается романтизм. Позже, в
эпоху модерна, темы прошлого
также не были забыты
художниками.
К произведениям исторического
жанра относятся
такие разные произведения
искусства, как увековечивший
военные победы Римской империи
рельеф арки Тита в Риме, созданный
в 81 году, колонна Траяна в том же
городе, установленная в начале ІІ
века, и вышитая ткань конца ХІ века
- ковёр из Байо, на которой
изображено завоевание Англии
норманнами; византийская мозаика
VI века с изображением императора
Юстиниана со свитой из базилики
Сан Витале в Равенне, и
средневековые миниатюры XV века
в “Йенском кодексе”,
изображающие национальных
героев Чехии.