Скульптура как объемный объект
обладает тремя измерениями:
высотой, шириной и глубиной.
Скульптор создает свои работы с
использованием различных
материалов и основных техник:
лепки (из мягких материалов – глина,
воск, гипс), высекания (из твердых
материалов – мрамор, камень,
дерево), литья (отливка и чеканка в
металле).
Самыми первыми были скульптуры
из камня, созданные древним
человеком в попытке воплотить свое
представление об окружающем мире.
Эпоха великих древних цивилизаций
также ознаменовалась созданием
великолепных каменных скульптур.
До античности делали скульптуры из
глины, известняка, гипса.
Самым популярным материалом,
используемым скульпторами эпохи
Возрождения и барокко, был мрамор.
Хотя мраморная скульптура известна
еще в Древней Греции и Риме, но
именно с данными двумя периодами
ассоциируется этот более дорогой
материал. Самые знаменитые
скульптуры Ренессанса были созданы
в Италии.
Основными материалами для
создания металлической скульптуры
являются золото, серебро, бронза,
медь, латунь, железо и оловянный
сплав.
Особым признаком роскоши
издревле считались фарфоровые
статуэтки. Фигурки из фарфора
впервые были созданы на родине
этого материал – в Китае. В
средневековой Европе фарфор
ценился наравне с драгоценным
металлом.
Выделяют такие виды скульптуры:
круглую и рельефную, а в
зависимости от предназначения –
монументальную, монументально-
декоративную и станковую. Круглая
представляет собой произведение
трехмерного объема,
предназначенное для кругового
осмотра (бюст, статуя, статуэтка,
скульптурная группа, скульптура
малых форм). Рельефная скульптура
создается с помощью объемов,
выступающих из плоскости фона, и
делится на несколько видов:
барельеф, горельеф, контррельеф и
койланаглиф. Монументальная
скульптура отличается крупными
масштабами и создается для
конкретного архитеткурно-
пространственного окружения
(обелиски, монументы, памятники).
Выбор материала для изготовления
скульптуры этого типа зависит от
окружающей среды. Известна
деревянная скульптура древних
славян, которые вырезали огромных
идолов. Европейские мастера
отдавали предпочтение скульптуре из
бронзы. Монументально-
декоративный вид служит для
оформления фасадов и интерьеров
зданий, мостов, фонтанов, парков
(садово-парковая скульптура). В
наше время садовая скульптура
используется в ландшафтном
дизайне. Станковая скульптура имеет
самостоятельное значение и
рассчитана на восприятие с близкого
расстояния.
Искусство скульптуры неразрывно
связано с историческим контекстом.
Если скульптура классической эпохи
сливалась с интерьером, то
реалистичная скульптура 19 в.
становится самостоятельной. Реализм
был формой ответной реакции на
романтическую и классическую
идеализацию, а также на отрицание
общепринятых академических норм.
К концу 19 в. академизм
окончательно уступил свои позиции
другим стилям, в основном модерну.
Скульпторы пускаются в
бесконечные поиски, комбинируя
всевозможные стили и пытаясь найти
свой. В первой половине 20 в.
сформировалось такое течение, как
абстракционизм или беспредметное
искусство. Выделяют два основных
его направления: геометрическая
абстракция и лирическая.
Предельным выражением
геометрической абстракции в
скульптуре стал минимализм. Для
скульптуры авангарда характерно
переплетение различных течений,
эксперименты и новаторские
принципы. Пространство становится
композиционным элементом,
отображающим идейную
составляющую скульптуры.
Скульпторы 21 века ищут новые
формы и используют нестандартные
технические приемы. Современные
скульптуры поражают разнообразием
и оригинальностью материалов:
можно встретить работы из бумаги,
проволоки, стекла, сливочного масла,
акрила. Появились скульптуры
движущиеся под воздействием ветра
или мотора, а также светящиеся.
Уникальными являются
произведения из света, которые
создаются путем вложения одной
акриловой скульптуры в другую.
Несмотря на оригинальность
современных скульптур, сегодня
скульпторы стремятся больше к тому,
чтобы шокировать зрителя, нежели
удивить его своим мастерством.