ВЫБЕРИТЕ ЯЗЫК
CHOOSE LANGUAGE
选择你的语言

РУССКИЙ ENGLISH 繁體中文
Все авторы Эксклюзивные авторы
Цена указана: USD UAH
 

ИНТЕРЕСНО

История скульптуры

Скульптура как вид искусства известна еще в древние времена. Самые старые скульптуры, найденные археологами – женские статуэтки и рельефы, которые датируются 10-8 тыс. до н.э. Общим термином для доисторической скульптуры женщины является «Венеры палеолита». С началом эпохи мезолита фигуративную скульптуру стали использовать как дополнение в художественном оформлении архитектурных объектов. Эпоха великих древних цивилизаций ознаменовалась созданием великолепных образцов каменной скульптуры. Египтяне искусно создавали изваяния богов, царей, животных и мифических существ, однако придерживались при этом строгих канонов. Самые известные скульптуры древнеегипетского периода – Большой сфинкс и бюст Нефертити.

Важнейшим этапом развития скульптуры была античность. Ваяние стало самым главным видом творчества в Древней Греции. Античные скульпторы стремились к идеализации человеческого тела, создавая работы в соответствии с человеческим масштабами и пропорциями. Почти все они являли собой скульптуру мужчины, полуобнаженного с опущенными руками. Со временем греческие скульпторы начали экспериментировать с позами, а лица получили индивидуальные черты. Важным моментом было отделение в конце 6 в. религиозной скульптуры от светской.

Средневековая скульптура воспринималось как своеобразный библейский текст. Отдельно скульптура встречалась не часто, так как напоминала об идолопоклонстве, зато она имела практически полную свободу в архитектуре. Основным видом изобразительного искусства в эпоху готики была монументальная скульптура. Готическая скульптура выступала органической частью архитектуры собора. У скульпторов и художников этой эпохи возникает интерес к внутреннему миру своих героев. Главной особенностью скульптуры ренессанса была компактность композиции. Статуи эпохи Возрождения отличает реализм изображения и художественное совершенство. Скульптура перестает быть украшением лишь городских площадей, церквей и дворцов, а становится все более камерной.

В период с 15 по 19 вв. скульптура получает еще большую свободу в построении композиции. 20 в. привносит новые методы и материалы, современные скульпторы расширяют круг тем и жанров. Общая тенденция этого периода – активное взаимодействие скульптурных произведений с пространством вокруг. Художники эпохи модерна провозглашают будничные предметы скульптурными произведениями. Современная скульптура проникла во все направления искусства.

Существует два основных вида скульптур: круглая (произведения трехмерного объема – статуи, статуэтки, бюсты) и рельеф (скульптура расположена на плоскости фона). В зависимости от назначения выделяют: монументальную (обелиски, монументы, памятники), монументально-декоративную (служит для оформления фасадов, парков) и станковую скульптуру (самостоятельное произведение, не зависящее от среды).

Среди самых знаменитых скульптур мира: «Венера Милосская», «Давид» и «Пьета», бронзовая скульптура «Капитолийская волчица», каменные скульптуры на острове Пасхи, Терракотовая армия, Золотой Будда в Бангкоке и многие другие.

Читать полностью Скрыть

Известные скульпторы

Скульпторы – это художники, создающие объемные произведения искусства. Профессия скульптора является одной из самых древних. Древнейшая скульптура, сохранившаяся до нашего времени – Большой Сфинкс, высеченный египетскими скульпторами из известковой скалы.

В Древней Греции возникают целые скульптурные школы. Среди самых известных греческих скульпторов: Мирон (привнес в скульптуру одушевленное движение, автор одной из самых известных античных скульптур «Дискобол»), Фидий (создавал статуи богов, автор «Афины Паллады»), Поликлет, Лисипп и др. Самой узнаваемой скульптурой Древней Греции является «Венера Милосская». Искусство греческой скульптуры переняли в Древнем Риме. Римские скульпторы мало заботились об идеализации, а старались передавать натуру с точностью и силой.

В эпоху раннего средневековья искусство скульптуры находилось в полном упадке и возродилось в полной мере только в эпоху Возрождения. Самыми известными мастерами этого периода были итальянские скульпторы. Донателло считается основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Наиболее известные его работы созданы в рамках классического стиля (статуи апостола Марка, Давида и св. Георгия). Среди самых гениальных скульпторов ренессанса – Микеланджело Буонарроти, который создал неповторимый индивидуальный стиль и оказал роковое влияние на дальнейший ход скульптуры. Его самые известные работы: «Пьета» (1499) и «Давид» (1501-1504).

Один из крупнейших скульпторов барокко – итальянец Лоренцо Бернини. Около ста его скульптур признаны памятниками искусства. Среди самых известных скульптурных шедевров мастера: «Аполлон и Дафна» (1622-1625), «Экстаз Святой Терезы» (1647-1652), Фонтан Тритона в Риме.

Одним из создателей современной скульптуры считают французского скульптора Огюста Родена – виртуозного мастера изображения тела человека и передачи эмоционального состояния своих героев. Его работа «Мыслитель» (1880-1882) является самой узнаваемой в мире. Также известны его скульптуры «Граждане Кале» и «Поцелуй» (1882).

Новый импульс для развития искусства скульптуры дает 20 век, для которого характерно возникновение разных модернистских течений: кубизма (Александр Архипенко), конструктивизма (Наум Габо), абстракционизма (Александр Колдер), сюрреализма (Альберто Джакометти). Бронзовая статуя последнего под названием «Шагающий человек I» (1961) стала самой дорогой скульптурой, когда- либо проданной на торгах (за $104,327 млн.).

Современным скульпторам доступны самые разные материалы и свобода творить в различных техниках. В жанре гиперреализма работает британский скульптор Рон Мьюэк, создающий жутко реалистичные

человеческие скульптуры с использованием силикона, синтетические волос, полиэстера, полиуретана. Автором самых коммерчески успешных скульптур современности является американский скульптор Джефф Кунс (серия огромных скульптур, имитирующих игрушки из продолговатых воздушных шариков). Несмотря на оригинальность художественных решений, современные скульпторы сосредоточены не на своем мастерстве, а на том, чтобы удивлять публику.

Читать полностью Скрыть

Техника и виды скульптуры

Скульптура как объемный объект обладает тремя измерениями: высотой, шириной и глубиной. Скульптор создает свои работы с использованием различных материалов и основных техник: лепки (из мягких материалов – глина, воск, гипс), высекания (из твердых материалов – мрамор, камень, дерево), литья (отливка и чеканка в металле).

Самыми первыми были скульптуры из камня, созданные древним человеком в попытке воплотить свое представление об окружающем мире. Эпоха великих древних цивилизаций также ознаменовалась созданием великолепных каменных скульптур. До античности делали скульптуры из глины, известняка, гипса.

Самым популярным материалом, используемым скульпторами эпохи Возрождения и барокко, был мрамор. Хотя мраморная скульптура известна еще в Древней Греции и Риме, но именно с данными двумя периодами ассоциируется этот более дорогой материал. Самые знаменитые скульптуры Ренессанса были созданы в Италии.

Основными материалами для создания металлической скульптуры являются золото, серебро, бронза, медь, латунь, железо и оловянный сплав.

Особым признаком роскоши издревле считались фарфоровые статуэтки. Фигурки из фарфора впервые были созданы на родине этого материал – в Китае. В средневековой Европе фарфор ценился наравне с драгоценным металлом.

Выделяют такие виды скульптуры: круглую и рельефную, а в зависимости от предназначения – монументальную, монументально- декоративную и станковую. Круглая представляет собой произведение трехмерного объема, предназначенное для кругового осмотра (бюст, статуя, статуэтка, скульптурная группа, скульптура малых форм). Рельефная скульптура создается с помощью объемов, выступающих из плоскости фона, и делится на несколько видов: барельеф, горельеф, контррельеф и койланаглиф. Монументальная скульптура отличается крупными масштабами и создается для конкретного архитеткурно- пространственного окружения (обелиски, монументы, памятники). Выбор материала для изготовления скульптуры этого типа зависит от окружающей среды. Известна деревянная скульптура древних славян, которые вырезали огромных идолов. Европейские мастера отдавали предпочтение скульптуре из бронзы. Монументально- декоративный вид служит для оформления фасадов и интерьеров зданий, мостов, фонтанов, парков (садово-парковая скульптура). В наше время садовая скульптура используется в ландшафтном дизайне. Станковая скульптура имеет самостоятельное значение и рассчитана на восприятие с близкого расстояния.

Искусство скульптуры неразрывно связано с историческим контекстом. Если скульптура классической эпохи сливалась с интерьером, то реалистичная скульптура 19 в. становится самостоятельной. Реализм был формой ответной реакции на романтическую и классическую идеализацию, а также на отрицание общепринятых академических норм. К концу 19 в. академизм окончательно уступил свои позиции другим стилям, в основном модерну. Скульпторы пускаются в бесконечные поиски, комбинируя всевозможные стили и пытаясь найти свой. В первой половине 20 в. сформировалось такое течение, как абстракционизм или беспредметное искусство. Выделяют два основных его направления: геометрическая абстракция и лирическая. Предельным выражением геометрической абстракции в скульптуре стал минимализм. Для скульптуры авангарда характерно переплетение различных течений, эксперименты и новаторские принципы. Пространство становится композиционным элементом, отображающим идейную составляющую скульптуры.

Скульпторы 21 века ищут новые формы и используют нестандартные технические приемы. Современные скульптуры поражают разнообразием и оригинальностью материалов: можно встретить работы из бумаги, проволоки, стекла, сливочного масла, акрила. Появились скульптуры движущиеся под воздействием ветра или мотора, а также светящиеся. Уникальными являются произведения из света, которые создаются путем вложения одной акриловой скульптуры в другую. Несмотря на оригинальность современных скульптур, сегодня скульпторы стремятся больше к тому, чтобы шокировать зрителя, нежели удивить его своим мастерством.

Читать полностью Скрыть