ВЫБЕРИТЕ ЯЗЫК
CHOOSE LANGUAGE
选择你的语言

РУССКИЙ ENGLISH 繁體中文

Чужак в нечужой стране

| 15:19
Арт-статьи: На вернисаже выставки
На вернисаже выставки

Иван Марчук – художник, чьим девизом вполне могли бы стать библейские строки про «чужака в чужой стране». В какое бы время и в какой стране (СССР, США, Австралия, Канада, независимая Украина) ни жил бы сумрачный украинский гений – он упорно «не вписывается в рамки» систем и обстоятельств. Не потому, что вечный революционер в буквальном смысле слова. Просто, так уж получается. Марчук – иной, «инакий», он немножко «не отсюда». Вот и стоит особняком везде и всюду, и в окружении людей – и в самом своем творчестве. И картины его отдают мировой скорбью – а точнее, скорбью по всему миру, – по этой же причине: смотря на мир словно со стороны, а иногда и сверху, мастер словно скорбит по нем.

Впрочем, ощущение трагичности работ мэтра – вещь чисто субъективная. Да и яркий, ошеломляющий успех и чуть не молитвенное отношение к художнику украинской публики – свидетельство, скорее, о оптимистичности трагедии Марчука-человека. Очередным доказательством этому стала представительная (около 100 работ; больше, 150, было только в 2016 г. на «персоналке» «Генотип вольности» в Мыстецьком Арсенале) персональная выставка 81-летнего мэтра «Музыка на полотне». Которая открылась накануне выходных в киевском арт-центре М17. В лучшие свои времена, напомним, последний делал украинский павильон на Венецианской биеннале. А в этом году «всего лишь» презентовал в Венеции проект Лины Кондес, что тоже очень неплохо.

Арт-статьи: По традиуции, открытие выставки Ивана Марчука сопровождается многолюдной автограф-сессией
По традиуции, открытие выставки Ивана Марчука сопровождается многолюдной автограф-сессией
Арт-статьи: Покой на планете, 1984 г.
Покой на планете, 1984 г.

Оставим на совести организаторов (ЦСМ М17 и ArtsLooker ) кондовое название проекта, с запахом нафталина и 1970-х – начала 1980-х. И наивное кураторское решение – просто вывесить работы разных циклов «по годам», в хронологическом порядке, открыв экспозицию разделом «С чего начинался Марчук». Видимо, люди, которые предложили такое решение, еще и совершенно не помнят советской школы – и стихотворения «С чего начинается Родина?», с которого начинали учебу будущие строители социализма. Не беда, конечно, что не помнят. Проблема, исключительно, в количестве сограждан, которые, наоборот, не жалуются на память, – и поэтому, вполне могут поинтересоваться: а каким это образом чисто советский дискурс соотносится с эмигрантом Марчуком и его творчеством, далеким от канонов соцреализма даже в начале 1980-х?

Но, впрочем, Марчук давно уже настолько вещь в себе в украинской культуре, в частности, что любые просчеты тех, кто его экспонирует, ровно ничего не значат. Они – сами по себе, а творчество художника – отдельно. Главное - что на выставке в М17 можно увидеть чуть ли не самое интересное «из творчества». Ранний, прославивший мастера, цикл «Взгляд в бесконечность», созданный в технике «плентализма». И графическую серию «Новые экспрессии», созданную еще в Нью-Йорке. Современный период творчества Марчука представлен бесконечными вариациями цвета в, кажется, «бесконечном» цикле абстракций.

Арт-статьи: Мой профиль, 1991 г.
Мой профиль, 1991 г.
Арт-статьи: Контрасты, 2005 г.
Контрасты, 2005 г.
Арт-статьи:

Художник Иван Марчук – всем известная, но, пожалуй, сама странная фигура украинского арт-рынка. Волк-одиночка. «Писатель» только работ в акриле на целый музей (который ему пообещал, да так и не открыл, еще президент Виктор Ющенко). Одновременно с титаническим трудом в своей студии, без каких-либо видимых телодвижений, создавший и вырастивший «биографический миф» о себе – суперуспешный маркетинговый проект, который будет работать «на имя» и спустя десятилетия. И в то же самое время, этот «чужак в чужой стране», единолично пожинающий годы, невзгоды и сладкие колосья славы, все равно остается словно бы недопонятым. Недослышанным. Недоразгаданным. Его живопись – по-прежнему, не традиционная живопись «как в НСХУ». Но и совершенно точно – не актуальное искусство. Марчук сделал, практически, невозможное. Он изобрел «третий путь» и создал собственный концепт. Как в том анекдоте про музыканта-гения, нашел свою ноту в искусстве. И сумел донести ее до сознания и внимания зрителей. Людей, которые умеют неплохо рисовать, и на этом основании считают себя художниками, в мире – много. Но «третий путь» открывают единицы. И тогда остаются в истории искусства. Марчук – останется. Вопреки даже всем нашим стараниям «зализать» его творчество похвалами почти до погибели, до идиосинкразии.

Выставка работает до 8 сентября 2017 г.

Арт-статьи: Из цикла «Новые экспрессии»
Из цикла «Новые экспрессии»
Арт-статьи: Иван Марчук с коллегой-художницей Еленой Рыжих
Иван Марчук с коллегой-художницей Еленой Рыжих
Арт-статьи: