ВЫБЕРИТЕ ЯЗЫК
CHOOSE LANGUAGE
选择你的语言

РУССКИЙ ENGLISH 繁體中文

«Дама с горностаем» Леонардо да Винчи, или Ода живописи

| 12:09
Арт-статьи: Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. Дерево, масло, 54 х 40 см. 1489-1490. Национальный Музей, Собрание Чарторыйских, Краков.
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. Дерево, масло, 54 х 40 см. 1489-1490. Национальный Музей, Собрание Чарторыйских, Краков.

Мир, по мнению Леонардо, познается через чувства, а глаз – повелитель чувств, поэтому живопись – царица искусства. Подобное рассуждение является свидетельством глубокой убежденности гениального живописца в величии и всемогуществе своего искусства.

«Дама с горностаем» – это второй (после «Портрета музыканта») опыт работы Леонардо да Винчи в портретном жанре. В 1800 году, в Италии, князь Адам Ежи Чарторыйский, сын княжны Эльжбеты Дороты Флемминг Чарторыйской (Izabella (Elżbieta) Dorota Fleming), купил этот портрет для своей матери, которая в 1801 году открыла в Пулавах первый в Польше публичный музей. На сегодняшний день картина в составе коллекции собрания Чарторыйских является частью фондов Национального музея в Кракове.

Исследования реставратора Рудольфа Козловского (Rudolf Kozłowski) в 1952 году дали много новой информации относительно этапов работы и материалов, которые использовал Леонардо. Появилась новая гипотеза относительно оригинального фона картины, что остался под темным шаром краски и изменил контур шеи портретируемой. Не известно, кто и зачем перерисовал фон, который в оригинальной версии был серо-голубой (по версии David Bull, консерватора из Национальной галереи искусств, Вашингтон). Рентгеновское осветление картины в 1945 году открыло тот факт, что в оригинальной версии Дама была представлена на фоне окна или лоджии.

Арт-статьи: Национальный Музей, Собрание Чарторыйских, Краков.
Национальный Музей, Собрание Чарторыйских, Краков.

Портрет в начале XIX века определили как изображение неизвестной женщины La Belle Ferronière (Прекрасная Ферроньера), известной любовницы короля Франции Франциска І. Скорее всего, тогда в левом верхнем углу появилась, видимая и по сегодня, надпись: La Bele Feroniere / Leonard D’awinci. Употребление буквы «w» вместо «v» необязательно является орфографической ошибкой, как принято считать, такое написание могло быть просто результатом упрощения иностранных фамилий в польском языке.

Историки искусства очень долго дискутировали, кого же Леонардо да Винчи изобразил на картине. Сейчас принято считать, что художнику позировала одна из любовниц герцога Сфорца – Цецилия Галлерани. О том, что Леонардо действительно писал какой-то ее портрет, свидетельствуют письменные источники – сонет Бернардо Беллинчионе и упоминание в письме Цецилии Галлерани к Изабелле д’Эсте от 29 апреля 1498 года. Косвенным аргументом принято считать игру слов в названии зверька и фамилии героини портрета, а также в совпадении геральдического символа на гербе Сфорца с горностаем на руках дамы.

Однако очень долго изображенную не определяли как Цецилию, поскольку ее возраст 16-17 лет не подтверждался архивными документами, согласно которым на момент рисования ей было 10 лет. Только после того как Janica Shell и Graziosa Sironie в 1992 году обнаружили ошибку в одном из документов, и было установлено правильную дату рождения Цецилии – 1473 год. Ученые нашли подтверждение, что на картине изображена именно Цецилия Галлерани, и в момент позирования ей было 16-17 лет.

Арт-статьи: «Дама с горностаем» (фрагмент)
«Дама с горностаем» (фрагмент)

Предметом исследований был также зверек. Он отличается от маленького горностая, которого сложно приручить. Чарторыйская считала, что зверек похож на куницу, другие исследователи видели сходство с лисицей и хорьком альбиносом.

Арт-статьи: «Дама с горностаем» (фрагмент)
«Дама с горностаем» (фрагмент)

«Дама с горностаем» – произведение искусства, стоя перед которым, не замечаем прикосновения кисточки, она, согласно идеалам Ренессанса, создает иллюзию реальности. Чем дольше смотришь, тем больше начинаешь верить, что она оживет и заговорит с тобой, или просто посмотрит в твою сторону.

Литература:
Dama z gronostajem. Leonardo da Vinci. Zamek Królewski na Wawelu, Kraków, 2012.
Великие художники. Леонардо да Винчи. – Часть 37. – Киев, 2003.
Gaia Servadio. Renaissance woman. – I.B.Tauris, 2005. – P. 52.