Вход или Зарегистрироваться

ВЫБЕРИТЕ ЯЗЫК
CHOOSE LANGUAGE
选择你的语言

РУССКИЙ ENGLISH 繁體中文

Художественный процесс

| 13:48
Арт-статьи.

Как работает художник?

Обычно на этот вопрос он отвечает – «тайна сия велика есть».

Кандинский издевался над импрессионистами, которые гордились тем, что не могли объяснить, что они рисуют. И хвалился тем, что толково и даже пророчески может говорить о своём искусстве:

«Художник скоро будет гордиться тем, что сможет объ¬яснить свои произведения, анализируя их конструкцию, что мы уже сейчас стоим на пороге эры целесообразного творчества; и что этот дух живописи находится в органически прямой связи с уже начавшейся эрой нового духовного царства».

Вот простенькая схема «единичного акта деятельности»:

Сначала художник находит замысел новой картины и собирает в уме материал для неё. Затем переводит исходный материал в законченное художественное произведение - в картину. Чтобы перевести исходный материал в картину, художник должен поставить перед собой такую цель. Дальше, ему надо понять проблемы, препятствующие достижению цели, и перевести их в задачи. Чтобы проблемы перевести в задачи, надо найти мыслительные и деятельностные средства, начиная от метафизических средств: категорий, понятий, подходов, концепций, схематизмов, семиотических конструкций и т.п. до физических материалов: холстов, красок, кистей, и пр.

Имея целью создать картину, в качестве внутренних средств деятельности художник использует:

(1) способности, талант, гениальность
(2) личностную систему ценностей
(3) опыт, навыки, умение

В качестве внешних средств художник использует:

(4) категории, подходы, понятия, представления, языки, схематизмы, новые методы, технологии, техники, приёмы, стилистики и т.п.

Посредством системы

(5) операций художник переводит исходный материал (замысел) в картину. Особое место среди “внешних” средств занимают
(6) библиотека знаний.

Эта схема «единичного акта деятельности» даёт первое представление о существе, средствах и характере работы художника в его личностной системе ценностей. В частности, его система ценностей включает в качестве главной идею языка живописи: света, цвета, формы, фактуры, конструкции, композиции, типа пространства и т.д.
Только языком живописи система ценностей художника не исчерпывается. Мыслительные и деятельностные средства и операции деятельности также относятся к ценностям первой величины.

Схема даёт понять художнику, что кроме мастерства, ему надо выстраивать свою систему художественных ценностей. И свою онтологическую картину мира.

Художественный процесс начинается с этого элементарного под-процесса. Прежде, он им и заканчивался. Коллекционер, галерея, музей покупали или не покупали работу, и художник приступал к новой. Но успешный ныне Илья Кабаков задал другую культурную норму. Художественный процесс заканчивается только тогда, когда написанная картина попадает или не попадает в музей.

Арт-статьи.

Художник, отправивший картину в музей, идёт дальше. Изготовление второй, третьей и т.д. картины дополняется целенаправленной авторской и зрительской рефлексией и второй рефлексией автора.

Третьим, принципиально иным под-процессом художника надо считать выставочный процесс. Когда он переносит картину из пространства своей мастерской в пространство галереи.

Свою работу на стене выставочного зала сам художник всегда видит «иначе», чем в мастерской. И что ему особенно «страшно», он видит её иначе на групповых выставках, да ещё в противостоянии работам художников «чужой школы». И вот это «новое видение» своей работы на выставке ещё один важнейший момент выставочного процесса. Кроме того, в процесс включаются новые позиционеры, главнейшие из них - зритель и критик.

Мне представляется чистым недоразумением спор — ибо велся он в рамках «старой эстетики» — между искусствоведом-практиком А.Геленом и философом-герменевтиком Г.Г.Гадамером (1960): «Основное положение Гелена, согласно которому современная живопись нуждается в комментарии, кажется мне крайне сомнительным».

Да, произведение живописи является самодостаточным и ни в каком комментарии не нуждается – в идеале. Но, в реальности произведение живописи включено в сложный художественный процесс и, как минимум, дважды по ходу процесса: от момента замысла картины художником до выставки её в галерее и, наконец, демонстрации в музее необходимо комментируется:

(1) критиком на выставке в галерее, выявляющим смысл произведения, и
(2) искусствоведом музея, переводящим смысл произведения в значение.

Художник в идеале должен так организовать свою работу в совокупности всех трёх процессов чтобы «заместить» собой позиции критика и искусствоведа. И напрямую «говорить» со зрителем. Сопоставляя и противопоставляя авторские произведения друг с другом, зритель должен научиться понимать без подсказок критика и искусствоведа смысл и значение произведения.

Эту же схему можно использовать для понимания четвёртого и пятого под-процессов.

Четвёртым является рефлексивное движение художника от выставки к выставке с отслеживанием изменений в зрительском внимании и понимании своих работ. В этом большом, растянутом на всю творческую жизнь художника, художественном процессе важнейшим служит под-процесс первого выноса работы из мастерской в галерею. И тут её первый показ себе и зрителю. Но не менее важны и 2-я, 3-я и последующие выставки, если художник, рефлексируя результаты предыдущих выставок, развивает язык, метод, приёмы, стилистику своих работ.

Наконец, пятым под-процессом, который можно называть итоговым, является «возвратно-прямое» движение авторской работы по генеральному пути: из мастерской в галерею. И, наконец, если повезёт, в мировой музей. В пятом под-процессе художник-рецептуалист стремится «заместить» собой уже позицию искусствоведа. Теперь он может истолковывать принципы своего творчества и в вербальном языке.

Арт-статьи. Flamenco II painting by Anya Slonim
Flamenco II painting by Anya Slonim

В своём пространстве мест и в языке а-сигнатур художник создаёт художественное произведение. Это произведение имеет сразу несколько социокультурных функций, выполнение которых и создаёт смысл картины.

Первая из них изобразительная. В изображении художник-рецептуалист изображает знак в сложной композиции-структуре. В знаковой организации этого произведения художник, ему одному известным способом, фиксирует отношение этого своего «мира и земли» к онтологической картине мира в целом. Он в своём творчестве «отталкивается» от неё и творит свои «мир и землю». Выстраивает их изображение, но не впрямую, а опосредованно, через систему знаков-символов.

Вместе с этим отношением изобразительности автор-художник создаёт гораздо более сложное отношение выразительности. Носителем выразительной функции служит различие, расхождение, дистанцированность между внутренним смыслом художественного произведения и его знаковым изображением.

«Выражение вещи есть такая её внутренняя жизнь, которая проявила себя внешним образом, и такая внешняя сторона вещи, которая указывает на её внутреннюю жизнь.» - А.Лосев

На самом деле, понятие выразительности существенно сложней. Фактически отношение выразительности является функцией от сложной структуры, включающей отношение - эстетическое, эмоциональное, экзистенциальное - художника к творимому им «миру и земле» в знаковой системе данного произведения в её синтаксическом, семантическом и прагматическом аспектах. Где главным является совершенство цвето-пластического изображения. Это отношение автора-художника, с одной стороны, определяет средства и способы его работы, а с другой стороны, оно собирается, сосредоточивается и как бы «умирает» в выразительности созданной картины.

Далее появляется эстетико-коммуникативная функция произведения. На выставке всегда представлены две группы зрителей, противостоящие одна другой во отношениях к понимаемому и оцениваемому произведению. Без такого размежевания зрителей на две группы по признаку «принятия-непринятия» произведения искусства, не существует произведения как эстетического объекта. «Искра искусства» высекается при ударе кремня о кремень.

Инструментально-стилистическая функция произведения имеет уже непосредственное отношение к идеологии Ре-Цепт-арта. Эта функция, объединяясь с предыдущей эстетико-коммуникативной, включает в себя и отношение к данному произведению других художников, точнее художников из “своей” и “чужих” школ искусства.

Отношение “братьев-художников” к произведению принципиально иное, чем отношение зрителей. Художники несут на себе всю структуру отношений и функций произведения в сфере искусства и могут определить своё пристрастное отношение к тому, что и как сделал художник.

Но и тут ещё очень далеко до разделения на материал, содержание и форму произведения. Разделения, которое много позже художника, зрителя, критика, осуществит только искусствовед своими искусствоведческими средствами работы, переводя смысл произведения искусства в значение. То есть, переводя или не переводя произведение из галереи, с выставки в музей.

Таким образом, произведение искусства сразу с момента первой выставки, пусть даже в собственной мастерской художника, оказывается включённым в сложную структуру первичных отношений в социокультурном пространстве, в большой и сложный мировой художественный процесс. В рамках которого собственный творческий процесс с точки зрения художника занимает центральное место.

Грамотная организация собственного процесса ныне, в условиях монополизма американского арт-рынка в сфере искусств, вышла на первое место. Не очень важно, что сделал художник, важно, как это сделанное показано. Значимым показом-выставкой сегодня считается только выставка в галерее, лучше в музее современного искусства мирового класса.

Итак, смыслом работы художника является не отдельное художественное произведение, пусть и шедевр, а художественный процесс в целом. Когда-то В.Шкловский сказал почти то же самое:

«Искусство есть способ пережить деланье вещи, а сделанное в искусстве неважно».

автор статьи, Сева Лен