Вход или Зарегистрироваться

ВЫБЕРИТЕ ЯЗЫК
CHOOSE LANGUAGE
选择你的语言

РУССКИЙ ENGLISH 繁體中文

Мифологический жанр

| 18:19
Арт-статьи. Питер Пауль Рубенс, "Персей освобождает Андромеду". 1622.
Питер Пауль Рубенс, "Персей освобождает Андромеду". 1622.

Искусство мифологического жанра берёт начало в глубокой древности.

Создавать визуальные образы, увековечивающие легендарных героев и мифологических персонажей, любили ещё древние греки. Этому благоприятствовала развитая мифологическая традиция этой страны.
В своей мифологической живописи древние греки напоминали о подвигах Геракла, воспевали битвы с воинственными амазонками, фантастическими кентаврами, и одним из источников вдохновения мастеров жанра были поэмы Гомера.

Эти изображения наносились на, казалось бы, совсем прозаические поверхности: блюда, вазы и амфоры. И утилитарные предметы становились произведениями искусства. Одним из самых знаменитых мастеров, совершавшим подобные превращения, был художник по имени Эксекий. Он выполнял росписи по керамике, создавая произведения искусства на мифологические темы. Гончар, производивший и расписывавший вазы в VI веке до нашей эры, запечатлел на них древнегреческую мифологию.

Например, в его работе “Самоубийство Аякса” он изобразил финал жизненного пути воина-участника Троянской войны, а другое изображение Аякса оставил на не менее знаменитой росписи фантастического жанра - “Аякс и Ахилл за настольной игрой между боями”. Второй герой этого произведения - Ахилл - также фигурант множества греческих мифов и герой Троянской войны, двоюродный брат Аякса. Помимо этих работ Эксекий создал немало произведений на сюжеты древних мифов. Он воспроизводил сцены из жизни героев легенд и мифов древней Эллады - Ахилла, Елены Троянской, Геракла.

Арт-статьи. Эксекий, "Самоубийство Аякса", VI в. до н. э.
Эксекий, "Самоубийство Аякса", VI в. до н. э.
Арт-статьи. Эксекий, “Аякс и Ахилл за настольной игрой между боями”. VI в. до н. э.
Эксекий, “Аякс и Ахилл за настольной игрой между боями”. VI в. до н. э.

Художники эпохи Возрождения по прошествии множества столетий вспомнили об античном искусстве и его достижениях. Сандро Боттичелли - художник периода Ренессанса - на рубеже XV и XVI вв. писал работы в жанре мифологического искусства.

Его знаменитая картина - “Рождение Венеры”; в ней Боттичелли напомнил миф о Венере, родившейся из морской пены. Другая его известная работа в этом жанре - “Паллада и Кентавр”, в ней Боттичелли проявил себя и как прекрасный пейзажист. Проникнута лиричностью его картина на мифологический сюжет “Венера и Марс”, на которой эти влюблённые друг в друга божества изображены в компании маленьких сатиров.

Арт-статьи. Сандро Боттичелли, "Венера и Марс" (около 1485).
Сандро Боттичелли, "Венера и Марс" (около 1485).
Арт-статьи. Сандро Боттичелли, "Паллада и Кентавр" (1482—1483).
Сандро Боттичелли, "Паллада и Кентавр" (1482—1483).
Арт-статьи. Сандро Боттичелли, “Рождение Венеры”. 1484 - 1485.
Сандро Боттичелли, “Рождение Венеры”. 1484 - 1485.

Джорджоне, писавший картины на рубеже XV - XVI вв. живописец из Венеции, поставил точку в своём творчестве работой “Спящая Венера”, подчёркивающей гармоничность жизни человека на лоне природы.

Одним из основных в творчестве выдающегося художника из Франции XVII века Никола Пуссена был мифологический жанр. По мотивам поэмы древнеримского поэта Овидия “Метаморфозы”, в которой автор пересказывает древнегреческие мифы, Пуссен создал картину “Царство Флоры”. Среди персонажей его мифологических картин - Эней, герой Троянской войны, о котором писал древнеримский поэт - Вергилий; циклоп Полифем, чьи проделки были описаны древнегреческим драматургом Эврипидом и самым знаменитым поэтом Древней Греции Гомером; влюблённая пара - Орфей и Эвридика.

Питер Пауль Рубенс, фламандский живописец XVII века, автор произведений мифологического жанра, писавший таких его героев, как Персея и Андромеду, Юпитера и Каллисто, и богинь, символизировавших веселье - граций.

Арт-статьи. Никола Пуссен, "Пейзаж с Орфеем и Эвридикой". 1650.
Никола Пуссен, "Пейзаж с Орфеем и Эвридикой". 1650.
Арт-статьи. Питер Пауль Рубенс, "Юпитер и Каллисто". Около 1613.
Питер Пауль Рубенс, "Юпитер и Каллисто". Около 1613.
Арт-статьи. Арно Брекер, "Эос", 1939.
Арно Брекер, "Эос", 1939.

В ХХ веке искусство мифологического жанра претерпело весьма печальные метаморфозы. Если раньше произведения живописцев на мифологические темы служили для услады взоров ценителей прекрасного, то в минувшем грозном столетии предания старины глубокой были поставлены на службу идеологии.

Немецкий скульптор Арно Брекер известен своими созданными в 1930-40 гг. работами на мифологические темы. В 1937 году он стал автором “Прометея” - изваяния, установленного во дворе офиса министерства пропаганды гитлеровской Германии. В том году этот скульптор был принят в ряды партии НСДАП.

Героями работ Брекера стали такие известные герои мифов как Дионис и Дафна, Орфей и Эвридика, Флора, Психея. Некоторые его работы после войны оказались в водах озера Большое Дельнзее, откуда были извлечены аквалангистами лишь в 1990 г. Эта участь постигла статую Эос - богини зари у древних греков. Там же пребывали “Грация” и “Ступающая” - не менее известные работы этого мастера.

Талант Арно Брекера оценили и в СССР, куда в 1940 году его пригласил поработать Сталин. Однако начавшаяся война не оставила возможности для такого сотрудничества.

Художники ХХІ века также создают произведения на мифологические темы, купить которые можно в онлайн-галерее Jose Art Gallery.