ВЫБЕРИТЕ ЯЗЫК
CHOOSE LANGUAGE
选择你的语言

РУССКИЙ ENGLISH 繁體中文

Евгений Ткаченко. Обнаженная чувственность

| 14:12
Арт-статьи.

Я хочу уравновешенного, чистого
искусства, которое не беспокоит и не
смущает. Я хочу, чтобы перед моей
живописью усталый, надорванный,
изнуренный человек вкусил
отдых и покой
Анри Матисс

Изображение нагого человеческого тела всегда манило и живописцев, и зрителя, будоражило человеческие умы.
Еще со времен античности воспевалась красота обнаженного тела, восхвалялись нагие формы. Однако история знает периоды, когда эротизм выдавался обществу зачастую дозированно, порциями. Один из таких периодов – эпоха соцреализма.
С полотен художников-соцреалистов на нас смотрят женщины, моющиеся в бане, трактористки, купающиеся после тяжелой работы в озере, дети, перетягивающие канат. Пишут и натурщиц в интерьере.
Это – разрешено. Не противоречит канонам советского искусства.

Арт-статьи.

«Нет» трактористкам и «банным купальщицам»

Обращается к тематике обнаженной натуры и Евгений Ткаченко. Но у Ткаченко мы не встретим трактористок, «банных купальщиц». Его картины романтичны, светлы, в некоторой степени наивны.
Вот девочка, ожидающая на закате корабль с алыми парусами. Художник воплощает один из самых романтичных сюжетов. Здесь Ткаченко не преминул обратиться к солнцу, к одной из самых важных для него композиционных составляющих. Солнцу, любовь к которому он проносит через все свое творчество. Солнце практически село за горизонт, нам видны лишь блики на воде. Его лучи ласкают обнаженное тело, постепенно превращаясь в морскую пену, укутывающую ноги.

Арт-статьи.

Над желтым городом

А вот люди спешат по своим делам. Им совершенно невдомек, что они сами, их желтый город, с желтыми домами и заводами, озарены солнечным светом женщины, ведь она и есть солнце. Ее тело на небосводе, ее желтые волосы испускают свет. Она – солнечная круговерть, дарующая жизнь. Она сама безмятежность, само спокойствие. Но надо хоть на миг остановиться в своей суете, чтобы постигнуть это.
Ткаченко, показывая обнаженное тело, намеренно почти отказывается от каких бы то ни было посторонних предметов интерьера. Только чистый цвет, плавность линий. Ничего лишнего, что может помешать восприятию цвета, наготы, настроения.
Вот обнаженная на тревожном красном фоне, она явно зажата, что-то ее беспокоит. Вот задумчивые рыжеволосые женщины, одна на ярко-желтом солнечном фоне, изгибы другой будоражат полет фантазии. В этих линиях все – и страсть, и безмятежность гор, и тайны Вселенной.
Кто они, эти женщины? Это не важно. Не важно, чем они занимаются. Их запечатлел мастер, и они «отреклись» от всех своих занятий. Взмахом кисти Ткаченко дал им вторую жизнь, дал шанс стать прекрасными и скинуть оковы обыденности, в которых они прозябают. Теперь важны только их внешняя и внутренняя красота, настроение, эмоции, важны цвет, линия, форма.

Арт-статьи.
Арт-статьи.
Арт-статьи.

Обнаженная на рыжих волосах

В 1972 году художник пишет картину «Обнаженная на рыжих волосах». Молодая я сочная женщина раскинулась на копне волос, они льются, струятся по полотну. Она пышет жизнью; волосы заполонили собой все вокруг. Рыжие волосы – символ солнца, его лучи, они задают ритм и настроение всей работы. Здесь снова, как и в большинстве его картин, мы видим образ солнца, поклонничество перед ним.
Эта женщина – рыжеволосая Венера, богиня любви, воплощение женского идеала, символ жизни и весны.
Вообще, каждая ткаченковская женщина – воплощение идеала красоты. И относящая нас к Ван Гогу «Обнаженная на траве», и модияльновская женщина на синих простынях на фоне красной драпировки.
Художник мастерски передает женственность и чувственность своих моделей, их настроение, эмоции. Его женщины величественно прекрасны, они – единство духа и плоти, гармония формы и содержания.

Видения ушедшей эпохи

В эпоху соцреализма подобную живопись практически невозможно было посмотреть на выставках. Сегодняшний зритель многое видел, его мало чем можно удивить. Но обнаженные видения Ткаченко порадуют даже искушенного зрителя. Порадуют своей непосредственностью, чистотой, романтичностью, «солнечностью».
Ткаченко, подобно Матиссу, пытался достичь «чистого искусства, которое не беспокоит и не смущает». Он хотел, чтобы созерцающие его картины насладились женской наготой, такой прекрасной и манящей, вкусили отдых и покой.
Посмотреть на обнаженную натуру кисти Евгения Ткаченко можно будет в Музее выдающихся деятелей украинской культуры Леси Украинки, по адресу г. Киев, ул. Саксаганского, 97 с 7 по 17 сентября 2018 г.

Юлия Бельская

Изображения к статье