ВЫБЕРИТЕ ЯЗЫК
CHOOSE LANGUAGE
选择你的语言

РУССКИЙ ENGLISH 繁體中文
Все статьи | Критика | Сергей Асосков

Пейзаж в кавычках: парадоксальная живопись Ольги Бежиной

| 11:36
Арт-статьи. Разработанную технику Ольга назвала темпо-ритмической живописью
Разработанную технику Ольга назвала темпо-ритмической живописью

В истории искусства наберется немало примеров самоограничения. Навскидку я вспоминаю объединение писателей и математиков УЛИПО, один из участников которого, Жорж Перек, написал роман La Disparition (1969 г.) без самой частотной для французского языка буквы «e». Художник-минималист Сол Левитт называл базовой единицей своего творчества куб, а Джексон Поллок, лидер абстрактного экспрессионизма, разбрызгивал краску с кистей на огромный холст на полу. Полагаю, внимательный читатель найдет здесь некоторое противоречие, но следующий абзац, надеюсь, исправит неловкое положение. http://www.kublog.ru/blog/artkritika/7621.html#photoset

Арт-статьи. живопись, холст, масло, 180х180 см, Ночной город, Краснодар. автор картины Ольга Бежина
живопись, холст, масло, 180х180 см, Ночной город, Краснодар. автор картины Ольга Бежина
Арт-статьи. Космос, 360х180 см, холст, масло, живопись крупными мазками, автор Ольга Бежина
Космос, 360х180 см, холст, масло, живопись крупными мазками, автор Ольга Бежина
Арт-статьи. Предстарт. холст, масло, 360х180 см, автор Ольга Бежина
Предстарт. холст, масло, 360х180 см, автор Ольга Бежина

В общем, говоря по правде, любое художественное направление, равно как и неповторимый стиль творца, представляется системой осознанных или не осознанных ограничений. Идея бесконечной свободы художника — не более чем фикция. В конечном итоге, свобода есть осознанный выбор между ограничениями, и даже создание этих ограничений под определенные цели и задачи (последние же вписаны в те или иные мировоззренческие установки). Впрочем, любое ограничение также является возможностью, поэтому, если вам будет угодно, замените в предыдущих предложениях одно на другое.

Арт-статьи. фрагмент картины Молодой виноградник, 100х100 см, холст, масло
фрагмент картины Молодой виноградник, 100х100 см, холст, масло
Арт-статьи. фрагмент картины Космос, 360х180 см, холст, масло
фрагмент картины Космос, 360х180 см, холст, масло
Арт-статьи.

Творчество Ольги Бежиной в этом смысле не исключение. Она предлагает зрителю оригинальную технику изображения, не столь радикальную, как у Поллока, однако не менее интересную. Но что подобное самоограничение (рисунок пальцем одной руки) может дать зрителю? Какие двери восприятия открывают эти мозаичные картины?

Очевидно, что артефакт существует в двух плоскостях: в вещественном, объективном измерении, во всей своей истинности нам недоступной, и в измерении нашего восприятия. Самое интересное в «пейзажах» Ольги Бежиной именно эта подвижная граница между тем, что есть, и тем, что кажется. Эти картины буквально меняются на глазах, стоит лишь отойти дальше или, наоборот, подойти ближе. На расстоянии вытянутой руки они превращаются в хаос масляной краски, безумный танец цветовых пятен, но, выбрав почтительную дистанцию, хаос вдруг кристаллизуется в некий порядок. Картины как бы включают в себя наблюдателя, который невольно становится участником творческой игры, постоянно смещая и фиксируя точку обзора. И совсем не обязательно смотреть на картину под прямым углом. Я пробовал смотреть на изображение вкось, как бы выглядывая из-за подрамника, и это была уже совершенно другая картина со своими визуальными эффектами. Классический пейзаж даже вверх тормашками остался бы самим собой.

Арт-статьи. открытие выставки "Отпечаток"
открытие выставки "Отпечаток"
Арт-статьи. Пластичное пространство, 90х90 см, холст, масло, автор Ольга Бежина
Пластичное пространство, 90х90 см, холст, масло, автор Ольга Бежина
Арт-статьи.

Еще одна интересная особенность крупнозернистых, написанных одним пальцем, масляных работ Ольги Бежиной — их плоскостность, отсутствие перспективы, глубины, артикулированности объектов (последнее достигается за счет «дискриминации» линий в пользу растрового цветового разнообразия). Это однородная визуальная среда, отпечаток чувств, передача выразительными средствами эмоционального настроя художника, возникшего при соприкосновении с природой, городом, ипподромом. Для описания этих картин хорошо подходит психологическое понятие «гештальта» (целостное восприятие объекта, несводимое к свойствам суммы составляющих ее элементов). Целое в живописи Бежиной довлеет над частями, которые как отголоски или тонкие намеки проявляются на расстоянии (невольная аллюзия на строки поэта). До поры до времени прячутся в абстракции чистого цвета.

В общем, живопись Ольги Бежиной любопытна именно такой парадоксальностью: простотой и сложностью, реализмом и абстракцией, «пятнистостью» или линейностью. Многомерностью и многовариантностью восприятия. Это пространство без времени, ставшее задачей.

Сергей Асосков

Изображения к статье