ВЫБЕРИТЕ ЯЗЫК
CHOOSE LANGUAGE
选择你的语言

РУССКИЙ ENGLISH 繁體中文

Три палитры Евгения Ткаченко

| 17:55
Арт-статьи.

Когда-то художник Николай Ге, обучавший дочь Льва Толстого живописи, очень просто объяснил сложные на первый взгляд вещи. Девочка поинтересовалась, как отличить истинный шедевр от картины, не стоящей внимания. И мастер ответил, что между зрителем и картиной должны вспыхнуть сильные чувства. Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов уровень восприятия зрителя, подготовки, его способности чувствовать и пропускать через себя эмоциональное состояние другого человека.
В какой-то момент я поняла, что между мной и полотнами определенных авторов возникает та самая эмпатия, о которой говорил Ге. Мой рассказ будет об одном из них – «солнечном» художнике Евгении Ткаченко.

Арт-статьи. Евгений Ткаченко. Автопрортрет. Холст на картоне, масло. 1970
Евгений Ткаченко. Автопрортрет. Холст на картоне, масло. 1970

Автопортрет, или Невозможность дышать

Первое знакомство с его творчеством состоялось, когда я увидела автопортрет Ткаченко, датированный 1970 годом.
Предо мной предстал обнаженный мужчина в полный рост. Его взгляд был устремлен ввысь, за пределы полотна, а фигура, натянутая до предела, зажата практически со всех сторон. И сразу стало ясно, что это был за человек. Его мировоззрение было гораздо шире, ему было трудно дышать в рамках системы.

От картины, написанной яркими красками, веяло тревожностью, и было понятно, что не все так гладко, как кажется. Тревожность навевали даже белые облака, не говоря уже об алой земле.
Лично у меня возникла ассоциация с первомайской демонстрацией. И именно в этот светлый весенний день художник бросает вызов обществу. Как будто хочет сказать: посмотрите, я такой, как есть, я вне ваших законов! Вот она, моя демонстрация.
В отличие от коллег по худцеху он не выполняет соцзаказ, не двигает искусство в массы, не воспевает существующий строй. Время от времени он пишет в стилистике соцреализма, нарушая основной его принцип – идейность. Идейность он исподволь подменяет реальностью, вскрывая кистью, как скальпелем, проблемы общества.

Арт-статьи. Евгений Ткаченко. Музыкальная школа в Одессе. Картон, масло, 1954
Евгений Ткаченко. Музыкальная школа в Одессе. Картон, масло, 1954

Сapere temporis

Евгений Ткаченко родился в 1923 году в семье военного. В 1941-м он уходит на фронт. В 1944-м получает ранение, после чего был демобилизован.
Ткаченко поступает в педучилище, по окончании которого некоторое время работает школьным учителем, при этом пишет этюды с натуры и посещает студию рисования. В 1949-м он становится студентом Одесского художественного училища им. Грекова.
В стране расцвет эпохи соцреализма. Перед художниками, писателями, всей творческой интеллигенцией стоит задача превозносить человека труда, изменяющего мир, создать новый язык искусства, эстетику, понятную всем и каждому.
Ткаченко, попав в Одессу, не внемлет этим требованиям. Здесь, в этом южном городе, он влюбляется в импрессионизм. Здесь он учится ловить момент, состояние, такое важное для импрессионистов и тех, кто работает в их традиции.
Его картины передают не только настроение, то мимолетное, что воспевается импрессионистической школой, в них улавливается состояние воздуха, и часто его можно лишь почувствовать; они светлые и легкие.
«Музыкальная школа в Одессе», написанная в 1954-м, искрится солнцем, чуть теплым, весенним. В ней легкий весенний воздух, заполонивший городские улицы. На первый взгляд ее состояние кажется застывшим, вырванным из реальности. Но внимательный зритель увидит ту самую прелесть момента, то мимолетное состояние, которое скоро уйдет, потому что появятся на дереве почки, затем листья, и солнце уже так не будет ласкать ветки непроснувшегося дерева. Оно будет пробиваться сквозь листву, воздух станет совершенно другим, свет более интенсивным, и будет уже запечатлен другой момент. Тоже прекрасный, но другой.
По окончании художественного училища Ткаченко покидает Одессу. Но любовь к этому городу, к альма-матер он пронесет через всю жизнь.

Арт-статьи. Евгений Ткаченко. Июльское солнце. Картон, масло, 1970
Евгений Ткаченко. Июльское солнце. Картон, масло, 1970
Арт-статьи. Евгений Ткаченко. Осенний мотив. Картон, масло, 1969
Евгений Ткаченко. Осенний мотив. Картон, масло, 1969
Арт-статьи. Евгений Ткаченко. Дерево в снегу. Картон, масло, 1966
Евгений Ткаченко. Дерево в снегу. Картон, масло, 1966

«Солнечный» художник

Во многих картинах Ткаченко обращается к солнцу – источнику всего живого на Земле. И если в одесском периоде мы видим лишь солнечный свет, то, спустя годы, солнце становится одной из основных составляющих композиции.
Его «Июльское солнце» (1970) – это земная круговерть. Солнце здесь главный «персонаж», оно задает всю это круговерть ритмов домов, деревьев, прохожих и отбрасываемых ими теней. Оно создает форму и цвет.
С годами его стиль будет претерпевать изменения, но он навсегда останется верным постимпрессионистической традиции. Он по-прежнему будет уделять внимание колористическому решению, теперь его мазок шире и детализация не такая, как прежде, и превалирует яркое цветовое пятно.
Ткаченко не занимается копированием природы, он пытается уловить ее красоту, ритм, посредством цвета передать настроение. Постепенно он приходит к тому, что важно вскрыть саму сущность предметов, их реальное существование уходит на второй план.
В своих картинах художник показывает простые вещи, он учит остановиться и посмотреть на то, что нас окружает, уловить красоту момента, который больше никогда не повторится, ведь в спешке порой так легко не заметить главное.
Его полотна излучают радость и свет, которых в этом суетливом мире так не хватает. Он принадлежал к тем художникам, для которых искусство и жизнь были неотделимыми понятиями. Писать картины для него означало мыслить, а значит, жить.

Юлия Бельская

Посмотреть на живопись Евгения Ткаченко можно будет в Pavlovka ArtGallery c 30 марта по 5 апреля.
https://www.facebook.com/events/138813953614398/

Изображения к статье