Вход или Зарегистрироваться

ВЫБЕРИТЕ ЯЗЫК
CHOOSE LANGUAGE
选择你的语言

РУССКИЙ ENGLISH 繁體中文

Vezha obscura: от «проблемы Аристотеля» к ревитализации

| 20:07
Арт-статьи.

«Водовозы должны иметь бочку и ведра
по одобренным городской управой образцам».

Из «Обязательного постановления для водовозов»
от 10 апреля 1907 г.

Арт-статьи.

От рождения к ревитализации

История водонапорной башни началась 25 апреля 1908 г., когда городской думой был утвержден проект устройства в Мариуполе водопроводной сети. Сама же башня предстала перед городом во всей красе спустя два года, 3 июля 1910 г.
Служила она по своему прямому назначению по меркам истории весьма недолго – до 1932 г. Затем, как бы сейчас сказали, ее ревитализировали, из водонапорной превратив в пожарную каланчу.
Каланчой она тоже пробыла недолго, после чего почти на 50 лет ее постигло забвение.
В 1980-х ее реставрировали, в 1990-х там «поселились» политические дельцы, и только в 2018-м она снова стала служить горожанам. Претерпев очередную ревитализацию, она открыла свои двери как креативное пространство.

Арт-статьи.
Арт-статьи.
Арт-статьи.

Магия чисел
Если взять за точку отсчета дату утверждения проекта устройства водопроводной сети, то можно сказать, что жемчужине Мариуполя в этом году исполняется 111 лет. Дата не круглая, но, на мой взгляд, куда более интересная всяких юбилеев.
111 число очень символическое, по одной из версий, символ духовного просвещения, символ внутреннего голоса. Можно не обращать на это никакого вниманию, но я думаю, что неспроста именно в год 111-летия команда Pavlovka Art Gallery решила превратить башню в камеру-обскуру, представив на суд мариупольцев и гостей города междисциплинарный проект «Vezha obscura», в котором объединяются образование, наука и визуальное искусство.

«Пещерная» фотография и «проблема Аристотеля»
Для начала немного истории.

Когда-то, еще на заре времен, человек впервые увидел изображение. Сквозь отверстие в шкуре мамонта, которой был завешен вход в пещеру, пробрался луч света – и на каменной стене вырос лес. Вырос вверх тормашками. И сегодня, спустя тысячелетия, мы можем увидеть в древних пещерах изображения, нарисованные вверх ногами.
Можно бесконечно долго спорить о том, когда зародилась фотография, но без сомнения одно – истоки стоит искать там, в пещере.
Да, изображение получилось зафиксировать в 19-м веке. Тогда же замечательный математик и фотограф Льюис Кэрролл описал зазеркалье, в котором можно было ходить на головах, уменьшиться и проникнуть «сквозь дверцу в чудесный сад». Кажется, что Кэрролл был невероятным фантазером, но тот, кто занимается фотографией, знает, что он описал процесс получения негативного изображения, которое всегда получается перевернутым. А чтобы попасть на фотографию, надо «уменьшиться».
Анализируя зазеркалье Кэрролла, понимаешь, что снова попадаешь в ту самую пресловутую пещеру. Именно с тех пор мы можем говорить о зарождении принципа камеры-обскуры, о пинхоле.
В мире нет другой фотографической техники, которая проходит красной нитью через всю историю человечества, способствует отражению, осмыслению и созданию альтернативной визуальной культуры, питается коллективной архетипическим памятью.
В 5-м веке до н.э. последователи китайского философа Мо-цзы прониклись этим явлением и описали возникновение перевернутого изображения в темной комнате.
Вопрос, каким образом получается круглое изображение Солнца, когда оно светит через квадратное отверстие, волновало Аристотеля. В оптике это известно как «проблема Аристотеля».
В 16-17 вв. Кеплер разработал теорию камеры, с тех пор «проблему Аристотеля» называют «эффектом камеры-обскуры».
Пинхол-фотография стала популярной в 90-х годах 19-го века в Европе, США и Японии.
В 60-х годах прошлого века в Европе возродился интерес к фотографированию без линз, а в 1990-е пришел и в Украину.
В 2018-м адепты пинхола от Pavlovka Art Gallery в составе Вальдемара Клюзко, Игоря Бельского, Юлии Бельской и Владимира Буслова приехали в Мариуполь и превратили троллейбус в гигантский фотоаппарат, единственный в мире, сняв им две огромные фотографии.

Арт-статьи.

Городские наблюдатели

Башня уже более ста лет наблюдает за городом. Понаблюдаем за городом и мы. Но не просто понаблюдаем. Специально для ГОГОЛьФеста мы превратим смотровую площадку в восьмигранную камеру-обскуру с обзором в 360° и перевернем мир, подобно Льюису Кэрроллу, подобно Леонардо да Винчи, подобно другим великим математикам, физикам и просто мечтателям, стоявшим у истоков фотографии, вверх ногами – и каждый поднявшийся на смотровую площадку сможет попасть в сказку.
А во Всемирный день пинхола, который празднуется ежегодно в последнее воскресенье апреля, мы зафиксируем на светочувствительном материале исторический момент. Приходите в башню 28 апреля 2019 г., дабы попасть в историю.
А поскольку мы обращаемся к доисторическим временам, говоря о фотографии, то обратимся и к «доисторическим» временам, когда в Мариуполе не было водопровода, не было башни. Были водовозы. В «Обязательном постановлении для водовозов» от 10 апреля 1907 г. строго регламентировались бочки и ведра: «Водовозы должны иметь бочку и ведра по одобренным городской управой образцам». Отдавая дань старине, мы сфотографируем столетнюю красавицу башню бочкой и ведрами, которые тоже строго регламентируются фотографическими и физическими законами.

Юлия Бельская

Посетить Vezha obscura можно с 26 апреля по 1 мая с 10.00 до 19.00.
Мариуполь, ул. Архитектора Нильсена, 36