Вход или Зарегистрироваться

ВЫБЕРИТЕ ЯЗЫК
CHOOSE LANGUAGE
选择你的语言

РУССКИЙ ENGLISH 繁體中文

Инвентаризация Гурлитта

25.08.2017 | 17:08
Инвентаризация Гурлитта
Фото: © Kunstmuseum Bern

Реставраторы Kunstmuseum Bern восстанавливают произведения из т.н. коллекции Корнелиуса Гурлитта (Cornelius Gurlitt). Потеки и искривление, пыль, потрескавшаяся краска и даже паутина – вот неполный список того, с чем им пришлось столкнуться в ходе работы. На прошлой неделе в музее прошел специальный семинар, посвященный работе с коллекцией, которую уже в ноябре планируют экспонировать в проекте «Инвентаризация Гурлитта: Дегенеративное искусство – изъято и продано» (Taking Stock of Gurlitt: Degenerate Art – Seized and Sold). Посмотреть работы до открытия выставки публика может уже сегодня, прямо в мастерской, во время специальных экскурсий.

В Kunstmuseum Bern находится 220 работ из более, чем 1500, унаследованных Гурлиттом от отца, Хильдебрандта (Hildebrand Gurlitt), арт-дилера, работавшего на нацистов. Сам Корнелиус умер в мае 2014 г., неожиданно, завещав свою коллекцию музею Берна. Швейцарское учреждение заявило, что примет только картины, в происхождении которых уверено – в частности, в том, что они попали к прежнему владельцу не в результате нацистских грабежей. Остальные останутся в Германии до завершения изучения их провенанса.

Происхождение – не единственная проблема коллекции Гурлитта. На протяжении десятилетий произведения искусства втайне хранились в его мюнхенской квартире и в доме в Зальцбурге. В Мюнхене было, хотя бы, сухо. А вот своим зальцбургским домовладением затворник-коллекционер пренебрегал. В феврале 2014 г. картины Моне, Курбе и Мунка спасли из груды мусора, разлагающихся полиэтиленовых пакетов и кучи старых газет. Меры по спасению были предприняты незамедлительно, еще до официальной передачи коллекции Берну. Грибок, поразивший 16 картин, исследовали. И выяснилось, что это, в основном, aspergillus versicolor, представляющий опасность и для здоровья людей. В числе пострадавших оказались зимние пейзажи маслом Курбе и «Застывший полет» Кандинского.

«Отдельные работы сильно пострадали от плесени, была повреждена сама структура полотен», – говорит Натали Башлин (Nathalie Bäschlin), главный реставратор и хранитель музея. «Проблема с этими спорами в том, что некоторые нельзя просто уничтожить, не повредив при этом картину. Но их рост может быть замедлен. Кроме того, мы также должны были убедиться, что они не распространятся на другие произведения нашей коллекции». Чтобы предотвратить распространение грибка, реставраторы работали в защитной одежде в изолированных помещениях. По словам Башлин, Корнелиус, скорее всего, кое-что предпринял для реставрации произведений, когда унаследовал их в 1960-х. И с тех пор к ним не прикасался. «Некоторые из предпринятых им мер сегодня не считаются подходящими», – говорит она. Например, гуаши Отто Мюллера его жены, Машки, были обработаны воском. «Мы снимаем воск слой за слоем».

Информация о коллекции «дегенеративного искусства» Гурлитта, состоявшей из конфискованных нацистами полотен знаменитых художников-модернистов, стала сенсацией 2013 г. После Второй мировой войны Хильдебрандт Гурлитт убедил союзников, что все картины погибли под бомбежкой.

По материалам theartnewspaper.com

Фото: TANR