Используйте до 27 декабря промо-код
HAPPY2018
чтобы получить Новогоднюю скидку 15%

ВЫБЕРИТЕ ЯЗЫК
CHOOSE LANGUAGE
选择你的语言

РУССКИЙ ENGLISH 繁體中文

Музеи Великобритании не будут взимать плату за фотографии?

30.11.2017 | 00:11
Музеи Великобритании не будут взимать плату за фотографии?
Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге выложила в сеть тысячи бесплатных цифровых изображений. Фото: © Jan Fritz / Alamy

Музеи Великобритании не имеют авторских прав на лицензию на фотографии исторических произведений искусства из своих коллекций, заявляют ведущие юристы. Их комментарии придают вес кампании за отмену сборов за изображения произведений искусства, которую возглавляет историк искусства и обозреватель «The Art Newspaper» Бендор Гросвенор.

В письме «Таймс» в начале этого месяца группа из 28 известных ученых и деятелей искусства со всего мира призвала национальные музеи Великобритании прекратить взимать плату за изображения произведений, которые утратили авторское право (были созданы умершими художниками более 70 лет назад). Группа утверждает, что сборы «представляют серьезную угрозу истории искусства» и что британские учреждения должны принять политику открытого доступа, которую внедряет «все большее количество международных музеев». Член Палаты лордов Валериан Фрейберг теперь призывает правительство Великобритании решить эту проблему, и группа галерей Тейт обещала пересмотреть свою политику в 2018 году.

Лайонел Бентли (Lionel Bently), профессор права интеллектуальной собственности в Кембриджском университете, говорит, что музеи не могут требовать авторских прав на «официальные» изображения исторических работ. «[Европейский] суд ясно дал понять: для того, чтобы фотография была защищена авторским правом, она должна быть оригинальной», – говорит он. «Фотограф, который просто пытается контролировать свет и углы, чтобы сделать изображение произведения искусства, вряд ли создает авторскую работу».

Саймон Стоукс (Simon Stokes), партнер юридической фирмы Blake Morgan и автор книги «Искусство и авторское право», более осмотрителен и предупреждает, что интерпретация США европейского постановления остается непроверенной в судах.

Тем не менее музеи имеют другие юридические обоснования для ограничения доступа по специальным условиям контракта и запрета другим получать высококачественные фотографии своих произведений. «Фактически, они могут использовать земельное право для установления условий поведения в своих помещениях и договорное право, чтобы ограничить повторное использование цифровых файлов, которые они предоставляют», – говорит Бентли.

Он также ссылается на правила правительства Великобритании 2015 года о повторном использовании информации в государственном секторе. Они позволяют музеям заключать «эксклюзивные договоренности» для цифровых изображений и взимать плату, которая покрывает «косвенные и накладные расходы» и дает «разумную отдачу от инвестиций».

Андреа Уоллес, преподаватель юридического факультета Университета Эксетера, специализируется на влиянии цифровых технологий на учреждения культуры. Ее исследование Моны Лизы – самого воспроизводимого в мире художественного образа – показывает, как трудно получить доступ к такому материалу бесплатно. Она смогла использовать только три бесплатных изображения картины, все из черно-белых негативов Библиотеки Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия.

Уоллес и Стокс понимают желанию музеев получить коммерческий доход на фоне жесткой экономии. «Государственные средства уменьшаются, и учреждения должны поддерживать цифровые и материальные коллекции и предоставлять к ним доступ международной общественности. Это стоит денег», – говорит Уоллес. Он полагает, что нужно заменить не совсем прозрачные сборы тарифами на услуги. Стоукс указывает также на более широкую проблему «непозволительно дорогих» сборов, взимаемых за работы, все еще находящиеся под защитой авторского права. «Часто эти права контролируются художниками… а не британскими музеями, у которых нет денег».

По материалам theartnewspaper.com